-
Интерактивная карта мусоровозов и еще больше раздельного сбора: какие изменения готовит регоператор
— 2020 год прошел под знаком коронавируса. Как пандемия сказалась на работе регоператора? Когда мы беседовали весной, вы говорили о том, что из-за режима самоизоляции объем отходов вырос почти на треть. Справились ли с ситуацией?
— Действительно, нагрузка была очень большая, только в Челябинском кластере к привычному объему добавилось порядка 300 тонн отходов в сутки. Нашим подрядчикам приходилось делать до сорока дополнительных рейсов в день. Это сильно сказалось на графике работы, потому что на площадки надо было приезжать два, три раза в сутки вместо стандартного одного. Ситуацию удалось взять под контроль, в том числе, благодаря федеральным средствам, которые во время пандемии были выделены для регоператоров и своевременно до нас доведены, за что надо сказать спасибо и региональной власти. В целом, где-то с сентября количество отходов вернулось на привычный уровень, и мы вернулись к штатному режиму работы.
— Еще одна сезонная тема — уборка снега во дворах. Мешают ли сугробы и нечищеные дороги проезду мусоровозов?
— Проблема по-прежнему актуальна, особенно в небольших городах, в частности, в Миассе и в Златоусте. Снегоуборочная техника там работает, в основном, на крупных дорогах, а на въездах во дворы формируются снежные борта и мусоровозы их преодолеть не могут. Активно ведем работу с местными властями, чтобы исключать такие случаи. Точечно все решается, и срывов удается избежать. Однако системное решение пока не просматривается.
— Продолжается ли практика эвакуации машин, загораживающих проезд мусоровозам?
— Продолжается, и заметен положительный эффект. Конечно, мы относимся с пониманием к тому, что парковочных мест не хватает, и все-таки это не повод ставить автотранспорт рядом с контейнерными площадками. Просто для понимания — ЦКС обслуживает порядка 25 тысяч площадок, и это сложнейшая система, большой труд логистов. Такие заблокированные площадки больно бьют и по нашей системе, и по санитарному благополучию местности.
— В этом году региональный оператор опубликовал рейтинг муниципальных образований по платежам потребителей. Жители ряда территорий фактически не платят за услугу по обращению с ТКО? В чем сложности и как можно решить вопрос?
— Такая ситуация, в основном, в южных районах Магнитогорского кластера, где организованного сбора мусора раньше вообще не было. Люди долгие годы увозили отходы на несанкционированные свалки, такой режим работы всех устраивал — но «не устраивал» экологию. Регоператор же приступил к ликвидации этих свалок и стал перестраивать систему, к которой привыкли люди, что и вызвало определенный негатив. В чем-то это вопрос сознательности и перестройки привычек, а это проблема комплексная. Ее решение сейчас лежит в плоскости более плотного общения с населением. Мы хотим и должны выслушать претензии и предложения. Благо, достигли и понимания с министерством экологии, которое готово к этому подключиться. Надеемся, что уже в 2021 году проблему решим.
— Насколько неплатежи — это серьезный экономический удар по компании, откуда брать средства на вывоз ТКО если жители не оплачивают услугу?
— Удар достаточно сильный. В тарифе заложены определенные расходы, при этом предполагается, что какой-то процент останется еще и на инвестиционную деятельность. Соответственно, каждый неоплаченный рубль — это либо минус развитию, либо недоплата подрядчикам. Безусловно, этого допускать нельзя, поэтому регоператор вынужден кредитоваться, чтобы погашать свои текущие обязательства. Впрочем, если говорить о динамике, то в 2020 году, даже несмотря на пандемию, средний уровень собираемости несколько выше, чем в прошлом. Это общая заслуга всех участников процесса: и населения как потребителя, и органов местного самоуправления, и регоператора, и подрядчиков, которые качественно выполняют работу.
— Много вопросов у потребителей вызывает нехватка контейнерных площадок и состояние тех, что уже есть. Иной раз их элементарно не подметают. Как изменить ситуацию?
— Действительно контейнерных площадок не хватает. Их организация и содержание чаще всего относится к полномочиям местных администраций или управляющих компаний. В 2020 году только в зоне обслуживания ЦКС было создано свыше двух тысяч. Мы рассчитываем, что в перспективе двух лет проблема будет решена.
Что касается уборки, то регоператор отвечает только за место погрузки — тот небольшой участок, на котором происходит перевалка отходов из контейнера в кузов мусоровоза. Если что-то просыпается, мы должны это убрать. За чистоту самой площадки отвечает управляющая компания, или, если речь идет о частном секторе, муниципалитет.
— Ранее сообщалось, что регоператор намерен передать мусорные контейнеры управляющим компаниям. Откликнулись ли они на призыв?
— Этот вопрос движется тяжело. Самый положительный отклик — в Златоусте, там есть компании, которые готовы работать с этой системой, у них есть понимание, для чего это делается. В Челябинске с этим сложнее, но — объективно — здесь объем работы предстоит очень большой. Ее необходимо проводить, чтобы объекты инфраструктуры были задействованы максимально эффективно.
— ЦКС периодически обвиняют в отказе от вывоза растительного мусора (это ветки, спилы деревьев, листва, в сельской местности — ботва), который складируется на контейнерных площадках. Какова позиция компании? Возможно ли как-то решить вопрос раз и навсегда?
— На эту тему с органами власти идет диалог, и точка в нем пока не поставлена. Впрочем, есть момент, в котором достигнуто общее согласие: вывоз спиленных веток точно не обязанность регоператора. Но остается вопрос с другими растительными отходами, и тут свои сложности: где они образовались — на территории многоквартирного дома или на территории частного сектора, как их идентифицировать, как это все администрировать. Пока общего понимания нет, конкретные спорные ситуации разрешаются в индивидуальном порядке.
— ЦКС обслуживает три кластера: Челябинский, Магнитогорский и Карабашский. Понятие кластер предполагает, что в границах его территории есть все необходимое для обращения с ТКО: места накопления, сортировочные станции, перерабатывающие предприятия и полигоны для захоронения. У нас же, судя по терсхеме, все не так. К примеру, отходы из Карабашского кластера везут на захоронение в Полетаево, а это уже Челябинский кластер. Столь большие пробеги мусоровозов приводят к большим расходам, что сказывается на тарифе для жителей Карабашского кластера. Стоит ли ожидать изменений?
— В новой терсхеме уже отражено, что в Карабашском кластере будет создан мусоросортировочный комплекс, который позволит сократить количество отходов, вывозимых на полигон в районе поселка Полетаево. Но, безусловно, необходим объект по захоронению в Карабашском кластере, но решить вопрос не так просто. С учетом особенностей местности, в частности, большого количества водных ресурсов, создать безопасный для экологии объект проблематично.
— В Челябинской области утверждена территориальная схема обращения с отходами. Каковы, на ваш взгляд, ее плюсы и минусы?
— В целом, обновленный документ однозначно более проработан, чем прошлая терсхема. Он более детализирован, информация представлена точнее и полнее.
— В этом году Законодательное собрание области приняло решение о субсидировании тарифа на 2021 год. Ожидается, что для населения будут действовать льготные ставки. А региональные операторы будут получать дотации на свою деятельность. На что будут направлены средства?
— На погашение текущих обязательств. Я уже ранее говорил о том, что, в первую очередь, это своевременная оплата работы операторов по обработке, транспортированию и захоронению отходов. И, безусловно, часть средств пойдет на развитие компании, в том числе очень крупное обновление программного комплекса, которое мы планируем осуществить в 2021 году.
— Расскажите подробнее.
— Мы планируем внедрить информационную систему, которая будет отслеживать цикл движения отходов. Она позволит контролировать весь процесс — чтобы отходы вовремя забирали и привозили туда, куда нужно, — это наша основная задача. Мы хотим сделать эту информационную систему открытой — разместить ее в общем доступе на сайте. Это будет что-то вроде интерактивной карты с расписанием автобусов. Любой желающий сможет зайти на информационный ресурс, кликнуть на свою контейнерную площадку и узнать, скоро ли приедет мусоровоз или он уже недавно там побывал. По нашим оценкам, это снимет до 80 процентов обращений — люди просто получат информацию, что машина будет, условно, через пару часов, и будут спокойно ждать.
— В Челябинске продолжается проект по раздельному сбору мусора. Поделитесь, пожалуйста, наблюдениями и промежуточными итогами.
— Проект продвигается сложно, но, наверное, так и должно быть, потому что раньше этим вопросом в принципе никто не занимался. Во-первых, мы выполнили свои обязательства, предусмотренные терсхемой, например, внедрили раздельный сбор отходов в Южноуральском городском округе при полной поддержке всех участников процесса. Кроме того, по инициативе регоператора и с поддержкой органов местного самоуправления и управляющих компаний частично раздельный сбор внедрен в двух микрорайонах Челябинска: «Академ Riverside» и «Парковый-2». Мы получили определенный результат и анализируем его. Дальнейшая работа будет нацелена на расширение практики раздельного сбора.
— Основная сложность — отсутствие у жителей привычки сортировать мусор?
— Пожалуй, да. Были определенные сложности и с логистикой, но, спасибо подрядчикам, они оказались решаемыми. К сожалению, те отходы, которые в итоге приходят на мусоросортировку, далеко не всегда оправдывают ожидания от раздельного сбора. Вторсырье оказывается недостаточно качественным, оно загрязнено другими отходами. Хотя постепенно ситуация меняется.
А еще мы столкнулись с тем, что некоторые люди считают, что за раздельный сбор им нужно доплачивать. Они ссылаются на практику европейских государств, но там речь идет о льготах, а не нулевых платежах. И мы не спорим, что это правильно — и в дальнейшем мы тоже можем к этому прийти. Но это не перспектива ближайших лет точно.
— Многие эксперты сходятся во мнении, что мусорная реформа в России пока буксует. Вы согласны с этой точкой зрения?
— Хотелось бы узнать у этих экспертов, где именно, по их мнению, пробуксовывает реформа, потому что она включает в себя очень много составляющих, и мы видим положительные сдвиги.
В стране был создан институт регоператорства. Модернизируется система вывоза отходов, для чего принимаются стандарты, вырабатываются единые требования, и это позволит контролировать весь процесс.
В России была проделана большая работа по ликвидации несанкционированных свалок. Убрали, конечно, не все, но в 2019–2020 годах было ликвидировано, наверное, в сотни раз больше свалок, чем в предыдущие десятилетия.
Новые объекты также создаются и, я думаю, концессионный полигон в Магнитогорске будет готов в первом квартале 2022 года. Также создаются мусоросортировочные комплексы на полигоне в районе Полетаево.
По контейнерным площадкам — за два года в одном только Челябинском кластере их было создано более шести тысяч. Увеличился и охват населения услугой по вывозу ТКО. В Челябинском кластере эта цифра достигла почти ста процентов, в Магнитогорском и Карабашском она превышает 95–97 процентов, а раньше в том же Магнитогорском кластере было менее 80 процентов.
Полагаю, что эксперты, которые выступают с острой критикой, просто не видят всей картины, а основываются на локальных историях. Как выразился недавно Владимир Путин, реформа просто идет своим темпом.
— В этом году регоператоры обратились в органы федеральной власти по вопросу весовых рамок, которые устанавливаются на трассах с целью осуществления контроля за весом грузов. За перегруз могут последовать штрафы. Удалось ли что-то решить?
— Этот вопрос регулируется федеральным законодательством. У людей, которые принимают эти решения, есть понимание проблемы, но изменение закона — это долгий процесс. Сложность в том, что нельзя просто исключить из системы всю коммунальную технику, что, на первый взгляд, кажется самым простым решением. Ее разновидностей много, и этим могут воспользоваться недобросовестные предприниматели. В этом никто не заинтересован, поэтому сейчас продумываются все нюансы правового регулирования. Ну, а мы пока разбираемся, как перестроить логистику. Если рамки все-таки заработают, отрасль потерпит существенный экономический ущерб. И проблема даже не в том, что мы много или мало везем, а в том, что даже пустой мусоровоз в ряде случаев не сможет проехать без фиксации нарушения через эти рамки. Будем напоминать о себе, выступать единым фронтом и пытаться добиться результата.
— На каких направлениях развития планирует сконцентрироваться Центр коммунального сервиса в 2021 году?
— Насколько бы не были перспективны и прогрессивны наши планы, для потребителя самое главное — скорость и качество вывоза мусора. Мы это прекрасно понимаем, это и есть базовое направление на ближайшие восемь лет работы.
Помимо этого стоит выделить информационную работу — мы должны стать более прозрачными и открытыми для потребителя, потому что большая часть нашей работы для потребителя проходит «за кадром», и отчасти неоплата — следствие этого. Хотим показать, как это все происходит, сколько людей и над какими задачами работают за пределами контейнерной площадки.
Ну, а ближайшая цель — чтобы новогодние праздники прошли без шероховатостей. В это время объемы образования мусора увеличивается вдвое, при этом дороги чистятся хуже, а дворы нередко заставлены машинами. Так что мы проверяем резервы и готовность объектов. А южноуральцев еще раз просим: чтобы каникулы ничем не омрачились, пожалуйста, не оставляйте машины в узких проездах и у контейнерных площадок.