-
Выводы сделаны. Региональный оператор подвел итоги по устранению последствий сильного снегопада
Ответственная за вывоз отходов компания «Центр коммунального сервиса» сделала выводы после работы в условиях снежного коллапса, который наблюдался в Челябинске с конца декабря и всю первую половину января. Генеральный директор ЦКС Захид Камилов дал интервью «ЕАН. Челябинск», где рассказал, какое новшество введут перевозчики отходов на случай повторения сильных снегопадов, как в целом планирует выстраивать дальнейшую работу региональный мусорный оператор и насколько повысится плата за вывоз ТКО для жителей.
- Давайте проанализируем ситуацию с вывозом мусора, которая сложилась в Челябинске и области в новогодние каникулы. Кто главный виновник проблем с вывозом ТКО?
- В декабре-январе наш регион столкнулся с небывалыми снегопадами. Площадки сбора отходов и дороги к ним оказались буквально заблокированы снегом. Проблема неочищенных дворов и проездов наложилась на новогодние праздники, когда традиционно образуется больше отходов. Рост в эти дни составляет 30-40 %.
На фоне резкого уменьшения мест для парковки автомобилей из-за неубранного снега многие стали оставлять личный транспорт в непривычных местах, в том числе возле мусорных баков и в узких проездах. И это усугубило ситуацию. А если мусоровоз не имеет доступа к контейнерной площадке два-три дня, контейнеры зарастают мусором, а навалы из отходов и скопившийся снег создают новую проблему - баки уже невозможно выкатить к мусоровозу для опустошения. Для уборки территории в таких ситуациях требуется уже другая техника – ломовозы (машины с манипулятором для сбора ТКО с земли) или погрузчики с самосвалами.
- В чем, по вашему мнению, были недоработки ЦКС в этой ситуации? Будет ли компания как-то корректировать свою работу, чтобы в будущем не повторилось то, что было в каникулы?
- В конце декабря мусоровозы наших подрядчиков не могли пробиться к 1300 контейнерным площадкам Челябинска, это больше половины от всех обслуживаемых адресов. Снегопады обнажили слабую сторону коммунальной сферы, в которой задействованы органы местного самоуправления, управляющие компании и региональный оператор. Выводы сделаны.
- Сколько машин сейчас вывозит ТКО с контейнерных площадок в Челябинске и в целом по области?
- За весь регион вряд ли могу говорить. ЦКС оказывает услугу в трех кластерах из пяти, на которые поделена Челябинская область. В городах и районах, в которых услугу по обращению с ТКО оказываем мы, на маршруты ежедневно выходит порядка 200 единиц техники: это мусоровозы, грейферы, машины типа «ГАЗель». Челябинск обслуживает 41 мусоровоз. В новогодние праздники было усиление. Областной центр освобождали от отходов не менее 80 единиц техники, а по всем подрядчикам в зоне нашего обслуживания количество машин достигало 250.
- Сколько техники не хватает? Какой?
- Снежный коллапс показал, что нам нужно смотреть в сторону расширения парка грейферов. Такие машины позволяют собирать скопление отходов с земли, то есть ликвидировать последствия завалов. В обычной ситуации грейферов много не нужно, той техники, какая есть у наших перевозчиков в наличии, достаточно, она справляется с фронтом работ. В экстренной ситуации, с которой мы столкнулись, грейферы бы очень помогли. Мы поставили задачу перевозчикам - включить такие машины в программы закупки.
- Как у компании ЦКС обстоят дела с обеспеченностью кадрами? Дефицит каких специалистов ощущается наиболее остро? Что предпринимает компания, чтобы этот дефицит минимизировать?
- Проблема в производственном звене есть как в ЦКС, так и у наших подрядчиков. Нехватка тех же водителей мусоровозов доходит до 20-30 % в зависимости от компании. Дефицит кадров в коммунальной отрасли - общая проблема. Набор мер, наверное, стандартный: предлагаем конкурентную зарплату и условия труда, размещаем информацию о вакансиях на всевозможных площадках, расширяем район поиска людей — ищем не только в крупных агломерациях, но и в сельской местности.
- Какие зарплаты предлагает компания ЦКС?
- Мы ищем ведущего специалиста отдела инспектирования контейнерных площадок — зарплата до 45 000 рублей. Компаниям, которые с нами работают по договорам, нужны водители мусоровозов в Миассе, Чебаркуле, Челябинске. Зарплата 55-60 тысяч.
- Какой тариф на вывоз мусора, по вашему мнению, сейчас был бы справедливым для жителей Челябинска?
- Для нас нет такого понятия, как справедливый или несправедливый тариф. Ставки утверждены министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, они учитывают рост расходов на вывоз ТКО, а это связано с целым рядом факторов: дорожает техника и ее обслуживание, растут в цене ГСМ, стоимость труда, строятся новые объекты инфраструктуры. Есть опять же общий уровень инфляции. Все траты, в том числе работы по транспортированию, обработке и захоронению отходов, включены в тариф на услугу по обращению с ТКО. Вместе с тем для граждан изменение стоимости коммунальной услуги не может превышать индекса, который утвержден правительством России.
- Что вы считаете самым большим достижением компании ЦКС за прошлый год?
- Мы неплохо стартовали с проектом раздельного сбора отходов. В Челябинске, Копейске и Сосновском районе в общей сложности было установлено более 2,5 тыс. контейнеров для вторичного сырья. Столь массовой работы в этом направлении в регионе не было никогда. Мы отмечаем, что интерес к проекту очень большой. Жители, получившие в шаговой доступности такую инфраструктуру, стали активными участниками домашней сортировки. Мы масштабируем проект дальше.
- А что считаете самым большим упущением? И как планируете исправлять ситуацию?
- Есть внутренние процессы компании, которые мы могли бы выстроить иначе, не все получилось. Мы в процессе. Подробнее не готов рассказать.
- С чем связаны ваши самые большие ожидания и надежды на 2024 год в плане развития компании?
- Сейчас наблюдается очень серьезный дефицит контейнеров. Только по Челябинску нехватка оценивается в 2000 контейнеров. Мы со своей стороны ведем закупку в пределах 1 % от тарифа, но это не закрывает потребность. Заменять баки – задача еще и управляющих компаний, но, к сожалению, многие самоустранились от решения вопроса.
По линии министерства экологии региона ежегодно городам и районам выделяются солидные суммы на приобретение баков и создание контейнерных площадок, то есть финансовые возможности для городов и районов регион предоставляет, надо только воспользоваться ими.
- Как меняется объем отходов, производимых населением с годами?
- Объемы образуемых отходов постоянно растут. К примеру, в 2019 году в Челябинском кластере образовывалось 305 тыс. тонн ТКО, а в 2023-м - уже более 350 тыс. тонн. Рост за пять лет составил почти 15 %. Существует множество причин такой динамики, одна из которых — рост потребления.
- Компания ЦКС только транспортирует отходы или имеет отношение и к их сортировке и переработке?
- ЦКС, как региональный оператор, является организатором процесса обращения с ТКО. Главный документ для нас – территориальная схема обращения с отходами Челябинской области. В ней все подробно расписано – из каких территорий, на какие объекты сортировки и захоронения должны вывозиться отходы. Мы контролируем эту работу, взаимодействуя с операторами транспортирования, обработки и захоронения. До недавних пор мы вели операционную деятельность на полигонах в поселке Локомотивном и городе Карабаше. Эксплуатация объектов завершена.
- В чем, по вашему мнению, нужно изменить законодательство, чтобы регоператор по обращению с отходами мог более эффективно выполнять свою работу?
- До сих пор остается проблема взаимодействия между органами местного самоуправления и управляющими компаниями. Мы сталкиваемся с ситуациями, при которых контейнерная площадка находится на муниципальной земле, а пользуются ей жители многоэтажек. При этом управляющие компании отказываются от уборки территории и замены сломанных баков, ссылаясь на то, что площадка не относится к общедомовому имуществу. Нужны нормативные документы, которые бы четко определили, кто и за что отвечает в таких ситуациях и в каком объеме. Пока этот вопрос не будет урегулирован, никакого порядка на контейнерной площадке не будет.
- Каковы планы компании на ближайшие три года?
- Будем внедрять раздельный сбор отходов, активно участвовать в создании новых объектов инфраструктуры. Все это позволит выполнять задачи, обозначенные национальным проектом «Экология», а именно сокращать объемы захоронения мусора за счет выборки из отходов полезных фракций и их переработки. В планах внедрение проекта во всех городах с населением более 50 тыс. человек.
На ближайшее время также стоит задача – создать онлайн-сервис, который позволит отслеживать работу мусоровозов в режиме онлайн. В тестовом режиме программа уже есть, доводим до ума. Рассчитываем, что функционал позволит жителям видеть оперативную информацию, и, если где-то баки не будут опустошены в срок, все желающие сами смогут оперативно понять, по какой причине это произошло. Сервис позволит фиксировать проблемы (помехи на пути мусоровоза) на фото, которые будут оперативно передаваться в эту онлайн-систему. Хотим сделать так, чтобы все было максимально прозрачно для потребителя.
- Говорят, что «мусорный» бизнес – это золотое дно, очень прибыльный. Как вы относитесь к таким суждениям?
- В момент конкурсных процедур, когда в Челябинской области выбирали региональных операторов, лишь в одном из пяти кластеров была реальная конкуренция на право заниматься сферой обращения с ТКО. Это не очень похоже на прибыльный бизнес.
- Какой фразой вы сами бы охарактеризовали такой бизнес, как перевозка отходов?
- Это сложно и ответственно, но весьма интересно.
Беседовала Галина Лепина